Не секрет, что в наше время теория 4-х цветотипов очень распространена. Она подробно описана и многократно перепечатана разными книгами. Более того, она входит в число базовых знаний современных стилистов. В двух словах, данная теория делит людей на 4 больших группы по временам года - Лето, Осень, Зима и Весна. Каждому цветотипу предлагаются рекомендации по выбору "своих" идеальных цветов, характерных для соответствующего времени года. Ключевая мысль данной теории - используйте "свои" цвета, чтобы быть красивой.

Однако, при всей красоте теории 4-х цветотипов, я считаю ее упрощенной и вредной. Вредной, потому что свой упрощенный подход она старается распространить на всех людей. А колористических типов людей намного больше, чем 4. Это приводит к тому, что большинство людей не могут самостоятельно определить свой цветотип. Да и сами стилисты путаются при определении. Даже когда у них в руках проверочные цветные платочки, они сомневаются в решении по цветотипу клиента. Я много раз была на встречах и семинарах для стилистов. И всегда, абсолютно всегда, главный вопрос, который волновал стилистов - какой у них цветотип и что им носить из одежды. Подумайте, если специально обученные люди не могут применить к себе эту теорию, чем она может помочь остальным?

Тем не менее, сама по себе теория правильная и корректная. Для той узкой группы случаев, которую она описывает. И с той оговоркой, что будучи изложенной в книгах, она становится практически бесполезной. Почему? Отвечу. Давайте разберемся, как устроена книга по стилю и цветовым сочетаниям. Сначала вам предлагают определить свой цветотип. Для этого задается ряд вопросов про цвет кожи, цвет глаз и цвет волос. Для помощи с самоопределением приводятся цветовые выкраски возможных цветов и слова-описания. Например, розоватый подтон кожи, ореховые глаза и т.д.

Затем, когда вы вроде как определили себя в одну их 4-х категорий, вам предлагается палитра ваших цветов. Выглядит она, чаще всего, как таблица с цветными прямоугольниками. Иногда снабженная словами-описаниями, типа малахитовый цвет, морковный, бирюзовый. Есть обязательно и примеры, как здорово влияет своя палитра на внешний вид. Яркие представители Зимы, Весны, Лета и Осени в "своих" цветах иллюстрируют полезность и нужность теории "Времен года"!

Откуда же возникают проблемы? Смотрите. Речь при описании и презентации подходящих цветов чаще всего идет о нюансах оттенков. Не вообще розовый, а конкретный розовый со своим конретным подтоном. Любой полиграфист не понаслышке знает о проблемах цветоделения и цветовоспроизведения. Очень и очень сложно добиться того, чтобы на бумаге был отпечатан нужный и точный оттенок! Влияют и чернила, и качество бумаги, и опыт полиграфиста...

При этом, большинство изданий, доступных массовому читателю, имеют средний ценовой диапазон. О каких нюансах цвета там можно говорить?! Мягко говоря, ориентироваться на закрашенные квадратики в книгах можно с большой натяжкой и миллионом оговорок. Более того, зачастую определить разницу между выкрасками для разных цветотипов вообще нереально.